Больница не должна оплачивать медработникам время простоя за счет средств ОМС
![]() |
© ferdel99 / Фотобанк 123RF.com |
Городская больница не смогла оспорить результаты проверки ТФОМС с выводом о нецелевом расходовании средств ОМС )(определение Верховного Суда РФ от 17 января 2025 г. № 304-ЭС24-22797). Бюджетное учреждение использовало их для оплаты своим работникам времени простоя, возникшего в период капитального ремонта помещений круглосуточного стационара. Ремонт проводился с полным прекращением оказания медпомощи в неврологическом, терапевтическом отделениях и палате реанимации и интенсивной терапии, возможности предоставить сотрудникам другую работу у больницы не было, а сокращение штатов на период капремонта было нецелесообразным.
Однако суды всех инстанций признали траты нецелевыми. Они пришли к следующим выводам:
- согласно территориальной программе ОМС в проверяемом периоде структура тарифа на оплату медпомощи включала в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда. При этом согласно ч. 1 ст. 30 Закона об ОМС тарифы на оплату медпомощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной в составе правил ОМС;
- детализация включенных в тарифы расходов установлена главой XII Правил ОМС. В структуре тарифов затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медпомощи, а также не принимающих непосредственного участия в оказании медпомощи по штатному расписанию (административно - управленческого, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда;
- в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медпомощи (медуслуги), учитываются, в том числе и затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медпомощи (медуслуги) (п. 193 Правил ОМС), затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медпомощи (медуслуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда (п. 196 Правил ОМС);
- таким образом, в структуру тарифа на оплату медпомощи федеральным законодателем включены не все затраты медорганизаций на оплату труда, а только те, которые осуществляются на выплату заработной платы работников, принимающих непосредственное участие в оказании медпомощи, а расходы, связанные с простоем медицинских организаций, не указаны в качестве составляющей части тарифа ни в Законе об ОМС, ни в Правилах ОМС, ни в базовой и территориальной программах ОМС;
- таким образом, в структуру тарифов включены расходы на оплату труда работников медорганизаций, выполняющих трудовые функции как непосредственно связанные с оказанием медпомощи, так и обеспечивающим этот процесс. Расходы на оплату времени простоя в структуру тарифов не включены;
- кроме того, горбольница участвует в реализации территориальной программы ОМС на основании договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС, при этом финансовые средства ОМС поступают в медорганизацию только за медицинскую помощь, фактически оказанную застрахованным, в то время как в спорный период оказание медпомощи в условиях круглосуточного стационара на время проведения работ по капитальному ремонту было приостановлено.
Верховный Суд РФ отказал больнице в пересмотре дела.