

24 февраля 2025

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 г. N 173 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931"
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 47, ст. 8441; 2024, N 7, ст. 950). 2. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, регулирующих оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением. 3. Установить, что сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета предоставляются ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Федеральную службу государственной статистики до 1 августа года, следующего за отчетным годом, по форме, утвержденной Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "ы" пункта 1, абзацев пятого и шестого подпункта "в" и подпунктов "г" и "д" пункта 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2026 г. Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2025 г. N 173 Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931 1. В Правилах оказания субъектами Российской Федерации на условиях со финансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных указанным постановлением: а) в пункте 1 слова "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" заменить словами "Многодетная семья", входящего в состав национального проекта "Семья"; б) в пункте 3 слова "семьи, дохода одиноко проживающего гражданина" заменить словами "малоимущей семьи (далее - доход семьи), дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина (далее - доход одиноко проживающего гражданина)"; в) пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия: а) по поиску работы; б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; в) по ведению личного подсобного хозяйства; г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей семьи (одиноко проживающего гражданина) в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил. В приоритетном порядке социальный контракт заключается с многодетными семьями, с семьями с детьми и с участниками специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также с членами их семей. Социальный контракт с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) вне зависимости от выбранного мероприятия заключается не ранее чем со дня окончания мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по завершении ранее заключенного социального контракта, проводимого в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил, за исключением случая вынесения органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации (далее - орган социальной защиты населения) решения о целесообразности заключения с гражданином (семьей) нового социального контракта в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в соответствии с абзацем первым пункта 46 настоящих Правил."; г) пункт 6 изложить в следующей редакции: "6. Подготовленные органом социальной защиты населения социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, а также подготовленный заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-план (смета расходов) рассматриваются на заседании межведомственной комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия) до заключения социального контракта. В случае выработки межведомственной комиссией согласованного мнения о необходимости доработки социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плана (сметы расходов) такие документы дорабатываются органом социальной защиты населения совместно с заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, и представляются на повторное рассмотрение в межведомственную комиссию в срок до 5 рабочих дней со дня представления указанного согласованного мнения."; д) дополнить пунктом 61 следующего содержания: "61. Межведомственная комиссия создается из представителей органов и организаций, указанных в пункте 7 настоящих Правил, в целях выработки согласованного мнения об одобрении (неодобрении) заключения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плана (сметы расходов) или согласованного мнения о необходимости доработки указанных документов. К полномочиям межведомственной комиссии относятся: рассмотрение на заседании межведомственной комиссии социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плана (сметы расходов); представление в орган социальной защиты населения замечаний по социальному контракту, программе социальной адаптации, в том числе по составу мероприятий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, и (или) прилагаемых к ней материалов, а также по подготовленному заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плану (смете расходов); повторное рассмотрение в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящих Правил доработанных социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плана (сметы расходов); выработка в соответствии с абзацем первым настоящего пункта согласованного мнения об одобрении (неодобрении) заключения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем, указанным в пункте 15 настоящих Правил, бизнес-плана (сметы расходов) или согласованного мнения о необходимости доработки указанных документов; иные полномочия, установленные порядком формирования и работы межведомственной комиссии, утверждаемым правовым актом субъекта Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "г" пункта 8 настоящих Правил."; е) пункт 8 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания: "ж) порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки с учетом положений, предусмотренных пунктом 41 настоящих Правил."; ж) в абзаце втором пункта 14 слова "с момента" заменить словами "со дня"; з) абзац пятый пункта 15 изложить в следующей редакции: "При наличии зарегистрированного в органе социальной защиты населения заявления о назначении, а также заявления об изменении способа доставки повторно поданные тем же заявителем заявление о назначении, а также заявление об изменении способа доставки не принимаются."; и) в пункте 17 слова "5 рабочих дней со дня" заменить словами "48 часов с момента"; к) в абзаце втором пункта 20 слова "с момента" заменить словами "со дня"; л) в пункте 25: подпункт "д" изложить в следующей редакции: "д) достижение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил, установленной субъектом Российской Федерации для органа социальной защиты населения в целях соблюдения распределения численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил;"; подпункт "л" изложить в следующей редакции: "л) отсутствие у заявителя трудной жизненной ситуации или его несоответствие категории семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил;"; подпункт "м" дополнить словами ", или отказ заявителя от изменения основного мероприятия, предусмотренного программой социальной адаптации, в случае неполучения заявителем сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, в соответствии с абзацем четвертым пункта 36 настоящих Правил"; дополнить подпунктами "н" - "т" следующего содержания: "н) отказ заявителя от прохождения тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил; о) регистрация заявления о назначении органом социальной защиты населения в другом субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован (зарегистрируется) в качестве индивидуального предпринимателя или в котором гражданин осуществляет (планирует осуществлять) свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил, по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил; п) согласованное мнение межведомственной комиссии о неодобрении социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также бизнес-плана (сметы расходов); р) получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработными гражданами, оказываемой в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 32 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил; с) подача заявления о назначении гражданином (его семьей) в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по завершении ранее заключенного социального контракта, проводимого в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил, за исключением случая вынесения органом социальной защиты населения решения о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в соответствии с абзацем первым пункта 46 настоящих Правил; т) подача заявления о назначении лицом, признанным судом недееспособным."; м) в пункте 26: в подпункте "б" слова "и мониторинга" исключить; подпункт "к" изложить в следующей редакции: "к) непредставление заявителем в орган социальной защиты населения документов (сведений), необходимых для осуществления мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта в соответствии с абзацем первым пункта 46 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся."; н) в пункте 27: в абзаце втором слова "в подпунктах "а", "в", "д", "ж" и "з" пункта 26" заменить словами "в подпунктах "а" - "в", "д", "ж" и "з" пункта 26"; абзац третий изложить в следующей редакции: "Обстоятельства, указанные в подпунктах "г", "е", "и" и "к" пункта 26 настоящих Правил, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев начиная со дня окончания мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина), осуществляемого по завершении ранее заключенного социального контракта."; о) пункт 31 дополнить подпунктами "к1" и "к2" следующего содержания: "к1) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо снятие гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия социального контракта; к2) выявление наличия оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 25 настоящих Правил, в расчетном периоде на дату подачи заявления о назначении, определяемом в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";"; п) в подпункте "а" пункта 34 после слова "попечительством" дополнить словами ", детей, обучающихся и проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам"; р) пункт 36 дополнить абзацем следующего содержания: "В целях изменения основного мероприятия в случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, орган социальной защиты населения по согласованию с заявителем вносит изменение в программу социальной адаптации без повторной подачи заявления о назначении и проведения оценки соответствия заявителя категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи"."; с) в пункте 41: в абзаце втором слова "минимальный размер оплаты труда с учетом" заменить словами "величины размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации или при отсутствии ее законодательного закрепления - минимального размера оплаты труда с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и"; дополнить абзацем следующего содержания: "Размер возмещения расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, подлежит перерасчету в случае изменения величины размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации или при отсутствии ее законодательного закрепления - минимального размера оплаты труда с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с месяца такого изменения."; т) подпункт "г" пункта 42 дополнить абзацем следующего содержания: "Преодолением семьей (одиноко проживающим гражданином) трудной жизненной ситуации в целях реализации настоящих Правил признается выполнение программы социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки."; у) абзац первый пункта 46 изложить в следующей редакции: "46. Органом социальной защиты населения проводится мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта. По результатам, полученным в ходе мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина), орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта или оказания ему (его семье) иных мер социальной поддержки или услуг. Основания принятия решения о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливаются субъектом Российской Федерации. Мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) проводится в том числе:"; ф) пункт 49 дополнить подпунктом "и" следующего содержания: "и) возвратить денежную выплату, предоставляемую в течение одного месяца с даты заключения социального контракта, полученную в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в течение 30 календарных дней в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается в соответствии с подпунктом "в" пункта 8 настоящих Правил."; х) в подпункте "е" пункта 51 после цифры "30" дополнить словом "календарных"; ц) в подпункте "ж" пункта 53 после слов "30-го" дополнить словом "календарного"; ч) в абзаце втором подпункта "в" пункта 55 слова "абзацем первым настоящего подпункта" заменить словами "подпунктом "б" настоящего пункта"; ш) в пункте 60: в абзаце первом слова "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" заменить словами "Многодетная семья", входящим в состав национального проекта "Семья", и государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан","; подпункт "б" признать утратившим силу; щ) дополнить пунктом 65 следующего содержания: "65. В целях возврата денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствии с подпунктом "е" пункта 51 и подпунктом "ж" пункта 53 настоящих Правил органом социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня, в котором орган социальной защиты населения выявил обстоятельства, влекущие за собой обязанность получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, направляется уведомление получателю государственной социальной помощи о необходимости в срок до 30 календарных дней возвратить такие денежные средства. В случае невозврата денежных средств получателем государственной социальной помощи орган социальной защиты населения взыскивает такие денежные средства в судебном порядке."; ы) в приложении к указанным Правилам после строки "номер счета заявителя___________" дополнить строкой следующего содержания: " номер счета заявителя ________________________________________ номер платежной карты заявителя ________________________________________ ". 2. В примерном перечне документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденном указанным постановлением: а) позицию 13 после слов "о доходах военнослужащих" дополнить словами ", граждан, пребывающих в добровольческих формированиях"; б) позицию 14 после слов "за исключением военнослужащих" дополнить словами ", граждан, пребывающих в добровольческих формированиях"; в) в позиции 19 слово "момент" заменить словом "дату"; г) в позиции 25 слово "недвижимого" исключить; д) позицию 32 изложить в следующей редакции: " 32. Сведения о факте обучения Социальный фонд России (государственная заявителя и (или) членов информационная система "Единая его семьи в централизованная цифровая платформа в общеобразовательной социальной сфере"); организации или заявитель/посредством представления профессиональной подтверждающих документов образовательной организации по очной форме обучения и получении (отсутствии) стипендии "; е) дополнить позицией 321 следующего содержания: " 321. Сведения о факте обучения заявитель/посредством представления заявителя и (или) членов подтверждающих документов его семьи в образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и получении (отсутствии) стипендии "; ж) дополнить позициями 50 - 52 следующего содержания: " 50. Сведения о денежных заявитель/посредством представления средствах на приобретение подтверждающих документов недвижимого имущества, автотранспортного средства, самоходной машины, стоимость приобретения которых оплачена в рамках целевой государственной социальной поддержки 51. Сведения о статусе семьи Социальный фонд России (государственная "многодетная" информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере") 52. Сведения об участии посредством единой системы заявителя и (или) членов межведомственного электронного его семьи в специальной взаимодействия; заявитель/посредством военной операции на представления подтверждающих территориях Украины, документов". Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области ". 3. В форме заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденной указанным постановлением: а) в подразделе "Основные сведения" раздела 1 позицию "Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, СНИЛС нетрудоспособного лица, за которым осуществлялся оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации уход в период расчета среднедушевого дохода семьи8" исключить; б) в разделе 2 позицию "Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, СНИЛС нетрудоспособного лица, за которым осуществлялся оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации уход в период расчета среднедушевого дохода семьи8" исключить; в) в разделе 4: в наименовании слово "момент" заменить словом "дату"; позицию "* Члены вашей семьи находятся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя и детей, находящихся под опекой (попечительством)" изложить в следующей редакции: "* Члены вашей семьи находятся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя и детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, обучающихся и проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам)"; дополнить позицией следующего содержания: "* Вы или члены вашей семьи принимали (принимаете) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"; г) раздел 5 дополнить позицией следующего содержания: "* Вы или члены вашей семьи получали денежные средства на приобретение недвижимого имущества, автотранспортного средства, самоходной машины в рамках целевой государственной социальной поддержки (за исключением средств материнского (семейного) капитала)"; д) раздел 6 дополнить строкой следующего содержания: "номер платежной карты заявителя_________________________________"; е) сноску 8 исключить; ж) в сноске 9 слова "минимального размера оплаты труда" заменить словами "величины размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации или при отсутствии ее законодательного закрепления - минимального размера оплаты труда с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,".
Обзор документа
Многодетным семьям, участникам СВО отдали приоритет при заключении соцконтракта.
Внесены поправки в порядок оказания регионами на условиях федерального софинансирования государственной соцпомощи на основании соцконтракта в части, не определенной законодательством.
Приоритет при заключении соцконтракта имеют многодетные семьи, семьи с детьми, а также участники СВО и их семьи.
Правовым актом региона утверждается в т. ч. порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной соцпомощи стажировки.
Документы и сведения, необходимые для назначения государственной соцпомощи, запрашиваются органом соцзащиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Срок направления ответа на межведомственный электронный запрос сокращен с 5 рабочих дней до 48 часов.
Уточнены основания для отказа в назначении государственной соцпомощи.
Постановление вступает в силу со дня опубликования, отдельные изменения - с 1 января 2026 г.
Назад
Внесены поправки в порядок оказания регионами на условиях федерального софинансирования государственной соцпомощи на основании соцконтракта в части, не определенной законодательством.
Приоритет при заключении соцконтракта имеют многодетные семьи, семьи с детьми, а также участники СВО и их семьи.
Правовым актом региона утверждается в т. ч. порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной соцпомощи стажировки.
Документы и сведения, необходимые для назначения государственной соцпомощи, запрашиваются органом соцзащиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Срок направления ответа на межведомственный электронный запрос сокращен с 5 рабочих дней до 48 часов.
Уточнены основания для отказа в назначении государственной соцпомощи.
Постановление вступает в силу со дня опубликования, отдельные изменения - с 1 января 2026 г.