Какие действия в соответствии с действующим законодательством РФ организует орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края для эксгумации захоронения с целью присвоения официального воинского статуса захоронению, установления данных, а также родственников погибшего при защите Отечества?
Какие действия в соответствии с действующим законодательством РФ проводит администрация муниципального образования Краснодарского края для эксгумации захоронения с целью присвоения официального воинского статуса захоронению, установления данных, а также родственников погибшего при защите Отечества?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация и проведение мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества, включая мероприятия по их перемещению, мероприятий по перемещению воинских захоронений, состоящих на государственном учете, мероприятий по перемещению неизвестных воинских захоронений, сохранению неизвестных воинских захоронений на месте их обнаружения осуществляется уполномоченным органом в сфере увековечения в Краснодарском крае памяти погибших при защите Отечества.
Обоснование вывода:
На основании п. 3.1 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" решение о захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества и обеспечении проведения всех необходимых мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон N 4292-1).
Пунктами 3, 3.1 ст. 23 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 г. N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" предусмотрено, что при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления в Краснодарском крае обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших в соответствии с федеральным законодательством, за исключением п. 3.1 настоящей статьи.
Решение о захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества и обеспечении проведения всех необходимых мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества принимает орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный в сфере увековечения в Краснодарском крае памяти погибших при защите Отечества, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона N 4292-1 увековечению подлежит память:
- погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
- погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
- умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
- погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Формой увековечения памяти погибших при защите Отечества является в том числе захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших (ст. 2 Закона N 4292-1).
Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в рамках своих полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 10 Закона N 4292-1).
Перезахоронение останков погибших организуется и проводится по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления (ст. 4 Закона N 4292-1).
Органы военного управления также ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести (ст. 11 Закона N 4292-1).
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территориях субъектов Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления.
Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества (приказ Министра обороны РФ от 14 октября 2021 г. N 605 "Об установлении Порядка паспортизации и централизованного учета воинских захоронений").
Таким образом, для установления данных, розыска родственников погибшего при защите Отечества органу местного самоуправления муниципального образования необходимо обратиться в военный комиссариат по месту нахождения захоронения для составления соответствующей учетной карточки воинского захоронения в целях его дальнейшей паспортизации и обеспечения централизованного учета в Министерстве обороны Российской Федерации.
В случае обнаружения неизвестных воинских захоронений соответствующий орган местного самоуправления должен уведомить уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации об обнаружении неизвестных воинских захоронений в течение трех рабочих дней. Не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления соответствующего органа местного самоуправления об обнаружении неизвестных воинских захоронений уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о перемещении неизвестных воинских захоронений, в том числе во всех случаях, если неизвестные воинские захоронения обнаружены на земельных участках (части земельных участков), принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам. В случае, если неизвестные воинские захоронения обнаружены на земельных участках (части земельных участков), не принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о сохранении неизвестных воинских захоронений на месте их обнаружения. При принятии такого решения органом местного самоуправления принимаются необходимые меры, предусмотренные ст. 5 настоящего Закона и настоящей статьей (ст. 6 Закона N 4292-1).
Также на основании ст. 6 Закона N 4292-1 мероприятия по эксгумации останков погибших при защите Отечества обеспечиваются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 11 ноября 2019 г. N 4144-КЗ "О некоторых вопросах увековечения в Краснодарском крае памяти погибших при защите Отечества" к полномочиям уполномоченного органа в сфере увековечения в Краснодарском крае памяти погибших при защите Отечества относится осуществление мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе принятие решения о захоронении непогребенных останков погибших при защите Отечества и (или) решение о перемещении неизвестных воинских захоронений.
Приказом департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края от 31 марта 2023 г. N 56 утвержден Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества в Краснодарском крае, который определяет правила организации и проведения мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества, включая мероприятия по их перемещению, мероприятия по перемещению воинских захоронений, состоящих на государственном учете, мероприятия по перемещению неизвестных воинских захоронений, сохранению неизвестных воинских захоронений на месте их обнаружения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковбасюк Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
14 февраля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.