Распространяет ли свое действие постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 на закупки по Закону N 223-ФЗ у единственного контрагента и для выполнения государственного оборонного заказа?
Распостраняет ли свое действие постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на закупки по Закону N 223-ФЗ у единственного поставщика (в том числе малые) и на закупки в области гособоронзаказа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально требования Постановления N 1875 распространяются на все случаи осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ независимо способа осуществления таких закупок, в том числе на закупки у единственного контрагента.
Закупки товаров, работ, услуг для выполнения государственного оборонного заказа сами по себе не исключены из сферы действия Постановления N 1875. Однако обязанность заказчика применять запрет, ограничение, преимущество при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ для выполнения государственного оборонного заказа зависит условий конкретной закупки и категории заказчика.
Обоснование позиции:
В силу ст. 3.1-4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупках предоставляется национальный режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам, услугам равные условия с российскими, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих запреты и ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг, а также преимущества в отношении российских товаров, работ, услуг. Согласно принятому в том числе в соответствии с указанной статьей постановлению Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) установлены соответствующие меры:
- запрет закупок "иностранных" товаров, работ, услуг по перечню согласно приложению N 1 к Постановлению N 1875;
- ограничение закупок "иностранных" товаров, работ, услуг, по перечню согласно приложению N 2 к Постановлению N 1875;
- преимущество в отношении товаров, работ, услуг, российского происхождения (то есть, по сути, в отношении всех остальных закупок товаров не указанных в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению N 1875 (подп. "б" п. 4 Постановления N 1875).
Формально, исходя из буквального содержания норм, в частности, ч. 5 ст. 3, ч. 1, ч. 2, ч. 4, ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ, а также п. 1, п. 2, подп. "б", подп. "г", подп. "д", подп. "е", подп. "л", подп. "м" (и ряда других) п. 4, отдельных положений п. 10 Постановления N 1875, с нашей точки зрения, Постановление N 1875 распространяется на случаи осуществления закупок независимо способа осуществления закупки. При этом:
при установлении запрета закупок товара в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ не допускаются:
- заключение договора на поставку такого товара;
- при исполнении договора замена такого товара на иностранный товар, в отношении которого установлен данный запрет;
при установлении ограничения закупок товара в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ не допускается:
- заключение договора на поставку иностранного товара, если подана заявка, окончательное предложение, признанные соответствующими требованиям положения о закупке, извещения и документации (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке российского товара;
- при исполнении договора замена предусмотренного договором российского товара на иностранный товар, в отношении которого установлено ограничение;
при установлении преимущества в отношении российского товара в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ:
- при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок, окончательных предложений осуществляется снижение на 15% ценового предложения, поданного участником, предлагающим к поставке только российский товар, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора;
- в случае заключения договора с участником, предлагающим к поставке только российский товар, договор заключается без учета пятнадцатипроцентного снижения либо увеличения ценового предложения;
- при исполнении договора, предусматривающего поставку российского товара, допускается замена товара исключительно на российский товар;
при установлении запрета закупки "иностранных" работы, услуги в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ не допускаются:
- заключение договора на выполнение такой работы, оказание такой услуги с подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом;
- перемена подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен указанный договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлен данный запрет;
при установлении ограничения закупки работы, услуги, выполняемой, оказываемой иностранным лицом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ не допускаются:
- заключение договора с участником закупки, являющимся иностранным лицом, если российским лицом поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки);
- перемена подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлено данное ограничение, если договор заключен с российским лицом;
при установлении преимущества в отношении работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ:
- при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок на участие в конкурентной закупке, заявок на участие в неконкурентной закупке, окончательных предложений осуществляется снижение на пятнадцать процентов ценового предложения, поданного в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке участником закупки, являющимся российским лицом, либо увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение с ним договора;
- в случае заключения договора с участником закупки, являющимся российским лицом, договор заключается без учета пятнадцатипроцентного снижения либо увеличения ценового предложения;
- перемена подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, допускается исключительно на российское лицо, если договор заключен с российским лицом.
Учитывая содержание приведенных норм, на наш взгляд, указанный выше запрет закупок применяется при осуществлении закупок любым способом за исключением случаев, указанных в п. 5 Постановления N 1875.
Вместе с тем, полагаем, ограничение закупок применимо только в случае проведения закупок способами, предполагающими рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке.
Таким образом, ограничение закупок товаров, работ, услуг иностранного происхождения может быть реализовано при проведении неконкурентных процедур, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), только когда положение о закупке конкретного заказчика предусматривает наличие процедур рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в неконкурентной закупке. В остальных случаях, на наш взгляд, применение ограничения технически не может быть реализовано. Аналогичный подход, с нашей точки зрения, применим и при реализации преимущества в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Также из формулировок абзаца второго п. 1, подп. "и" п. 3, подп. "м" п. 4, подп. "б" п. 5 Постановления N 1875 следует, что данное постановление применяется, в том числе, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
В частности, согласно требованиям абзаца второго подп. "м" п. 4 Постановления N 1875, указанные выше запрет, ограничение, преимущество распространяются на осуществляемые указанными в п. 1-п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственными обществами закупки товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3-32 статьи 7 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе".
Из приведенных норм, на наш взгляд, однозначно следует, что запрет, ограничение, преимущество, установленные Постановлением N 1875, применяются всеми хозяйственными обществами указанными в п. 1-п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ без исключения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3-32 статьи 7 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе".
В иных случаях заключения и исполнения договоров, заключенных для выполнения государственного оборонного заказа, запрет, ограничение, преимущество, установленные Постановлением N 1875, не распространяются на заказчика, если он является хозяйственным обществом, указанным в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод (абзац второй подп. "л" п. 4 Постановления N 1875).
Таким образом, указанные в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами обязаны применять установленные Постановлением N 1875 запрет, ограничение, преимущество при осуществлении любых закупок, в том числе для выполнения государственного оборонного заказа, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 и п. 6 Постановления N 1875.
В завершение отметим, что изложенная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. При этом на сегодняшний день официальные разъяснения, касающиеся порядка применения Постановления N 1875 при закупках у единственного контрагента или для выполнения государственного оборонного заказа по Закону N 223-ФЗ, отсутствуют. Правоприменительная практика по заданным вопросам также еще не сложилась.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
4 февраля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.